Эстония. Национальные традиции Эстонии и Латвии презентация к уроку (старшая группа) на тему Море в Эстонии

Во многих странах играть свадьбы с учетом национальных старинных обрядов становится модно. Не исключение и свадьбы в Эстонии. Традиционные старинные обряды почти полностью изменились с течением времени, но многие их элементы остались и с удовольствием применяются в организации свадебных торжеств современной молодёжью. Молодоженам хорошо известны такие национальные обряды, как выкуп невесты у ее родителей и подруг. А так же одна из традиций, которая касается свадебного наряда невесты: идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Некоторые традиции похожи на наши, например: на голове невесты, идущей к алтарю, должна быть фата, которая является символом непорочности, чистоты и невинности (считается что фата оберегает невесту от сглаза) девушки.
С рождением девочки в эстонской семье родители сразу же начинали собирать её приданное. После того, как девочка начинала рукодельничать сама, всё это возлагалось на неё. Особенно большое внимание удалялось дизайну семейного покрывала. Чем на нём причудливей вышивка, тем больше ценилась невестка мужем и свекровью. В период времени, между сватовством и свадьбой, на помощь к невесте рукодельничать приходили подружки.
Негласно существовал список содержимого приданного: более 50 пар рукавиц, поясов около 100 штук, столько же всевозможных повязок, должны присутствовать: чулки, рубашки, ночные сорочки, постельное белье, пледы и покрывала с любовью вышитые руками невесты.
Один из старых обрядов, который отличает эстонскую невесту от невест других стран, это переодевание на свадебном торжестве в три разных свадебных платья, в последовательности по "старшенству": первое платье отражает более раннюю эпоху Эстонии, затем национальное свадебное платье, но более позднего времени и третье - современное свадебное платье.
Центральным моментов перехода девушки от невесты к замужней женщине на торжестве считалась замена девичий повязки на голове невесты на венок из живых цветов, так как до замужества девушка должна была носить на голове повязку, а после свадьбы - чепчик.
Свадебный наряд эстонской девушки изобилует украшениями (бусами, цепочками и т. д.) - это тоже связано с национальными традициями, считается что всё эти богатства, во время свадебной церемонии, должны оберегать невесту от сглаза. Причем, чем богаче жених, тем больше бус и цепочек он подарит невесте. Ну, а не очень состоятельные женихи, вынуждали своих избранниц брать украшения в долг у подруг, на время свадьбы.
Ещё одна традиция которая выполняется в Эстонии и по сегодняшний день: это одаривание подарками, в последний день празднования свадьбы (а празднуется она три дня), родственников жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежали подарки. Чем богаче сундук и чем внушительнее были у него размеры, тем состоятельнее считалась семья невесты.

Еще в прошлом веке свадьба в Эстонии продолжалась несколько дней и была тесно связана с обычаями, сложившимися в течении столетий. По этим обычаям невеста на эстонской свадьбе должна была одарить всю свою новую родню красивыми подарками. Матери начинали собирать приданное для своих дочерей пока они были еще маленькими - "дочка по колено, сундук с приданным с пядь". Особенный размах приготовление приданного принимало перед свадьбой, в период между сватовством и свадьбой. Деревенские девушки приходили, обычно, на помощь невесте.
В среднем к эстонской свадьбе невеста готовила более 50 пар варежек, поясов и повязок более 100, к этому добавлялись еще чулки и другие предметы одежды. В приданном невесты обязательно должно было быть красивое цветное санное покрывало, к которому в 19 веке добавилось и кроватное покрывало.
В эстонском свадебном наряде, особенно в костюме невесты, еще долгое время сохранялись древние формы народного костюма. Например, на острове Муху невеста переодевалась в процессе свадебной церемонии три раза, причем каждый последующий костюм относился к более позднему периоду, пока последним не оказывался современный костюм. Девушки до замужества, т. е. до получения чепца, носили девичью повязку. На островах Сааремаа, Хийумаа северной части материковой Эстонии были и специальные свадебные венки.
Центральным событием эстонского свадебного обряда было надевание невесте головного убора замужней женщины (tanutamine). На материке, где девушки не носили передников, невесте, помимо чепца, надевали и передник. В дальнейшем женщина не могла "перейти без чепца улицу и без передника комнату".
Из украшений женщины носили каждый день бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. К праздничному костюму надевали большие броши и серебрянные бусы. Особое внимание уделялось украшениям невесты, так как они должны были оберегать ее от злых сил и недоброго глаза. В Северной Эстонии было традицией, что богатый жених дарил невесте полный комплект нагрудных украшений - брошь и цепочки. Более бедные невесты отдалживали украшения.
Основным событием последнего свадебного дня в Эстонии была раздача подарков родственникам жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежал свадебный коробок. По величине сундука и красоте узоров на нем судили о богатстве невесты.
В качестве подарков к свадьбе или обручению для невесты изготовляли пряслица, вальки для белья, кордики (деревянные ножи).

Жителей Эстонии сложно назвать религиозными, но бережно хранящими национальные традиции – несомненно! В маленькой прибалтийской стране сохранилось множество обрядов и привычек, появившихся в далекое время, когда люди поклонялись лишь языческим богам и природе. Сегодняшние эстонцы спокойные и надежные, дружелюбные и работящие, а некоторая медлительность нисколько не мешает им быть пунктуальными и четко выполнять данные обещания и взятые обязательства. Традиции Эстонии лучше всего изучать в маленьких городках во время праздников, когда жители их устраивают фестивали и ярмарки, а шумные гуляния длятся по многу часов.

Песенные пятилетки

Популярная традиция Эстонии устраивать певческие праздники зародилась сравнительно недавно. Первое мероприятие такого рода прошло в 1869 году в Тарту и с тех пор каждые пять лет, теперь уже на Таллинском Певческом поле проводится удивительный фестиваль, внесенный ЮНЕСКО в списки нематериального культурного наследия.
Различные хоровые коллективы, духовые и симфонические оркестры собирают под открытым небом тысячи благодарных зрителей, для которых певческий праздник – всегда знаменательное событие. Даты проведения фестиваля каждый раз оговариваются особо, но это всегда происходит в конце июня или начале июля. Музыкальная традиция Эстонии собирает на Певческом поле десятки коллективов, причем, в некоторых из них участвуют до двадцати тысяч человек.

Делу время

Эстонцы слывут среди соседей людьми обстоятельными, основательными и запасливыми. Эти качества проявляются и в характере национальной кухни, основу которой составляют мясные и овощные блюда. Здесь изумительно коптят ветчину и окорок, готовят ароматные колбасы, запекают картофель и варят холодец. Летом традиции Эстонии предписывают ее жителям заготавливать грибы и ягоды, чем они с радостью и занимаются целыми семьями. В результате кладовая настоящего эстонца всегда полна домашним вареньем, солеными грибами и прочими заготовками, приятно оживляющими стол долгой зимой.

Полезные мелочи

  • Жители Эстонии ведут себя с незнакомцами очень корректно и даже отстраненно. Не стоит принимать это за проявление безразличия – после первого шага навстречу эстонцу он ответит удивительным радушием и искренним отношением к гостю.
  • Эстонцы могут шутить над всеми и иногда их юмор выходит за рамки политкорректности. Такое поведение вполне соответствует традициям Эстонии и обижаться на собеседника здесь не принято.

Так сложилось, что для ментальности эстонцев исключительно важную роль имеют их славянские корни, традиции, наследие древних эстов и других финско-прибалтийских племен. Культура Эстонии, возникшая и резвившаяся в таких условиях, стала тем стержнем, на который опирается современная республика Эстония.

Традиционная культура Эстонии

Находившаяся многие века на самом стыке различных культур – нормано-скандинавской, славянской, а затем русско-православной, немецкой католической, и шведско-лютеранской, культура Эстонии, тем не менее, смогла сохранить совою самобытность, свои национальные особенности, и не стать квази-культурой, как это случилось у некоторых на много более крупных, богатых и известных государств. Эта культура во многом и есть то, что привлекает иностранных туристов маленькую прибалтийскую республику.

Религия Эстонии

Меньше трети жителей республики считают себя верующими и относятся к религиозным группам. Религия Эстонии переживает сейчас далеко не лучшие свои дни. Большинство верующих этнических эстонцев (14.8% всего населения страны) – лютеране, верующие представители русского меньшинства (13.9%) – православные. Есть в республике и баптисты, и католики.


Экономика Эстонии

Так как республика есть членом Европейского Союза, часть самой объемной экономической зоны мира. Эстония индустриально-аграрная страна , развивающая высокие технологии. Ее крупнейшие торговые партнеры ближайшие соседи Швеция и Финляндия.


Наука Эстонии

Унаследовавшая от советских времен довольно значительный потенциал, и в наши дни представляет из себя довольно заметное явление. Крупнейший и старейший университет в стране был основан выдающимся королем Швеции Густавом II Адольфом в Тарту (тогда Дьеп) еще в 1632 году.


Искусство Эстонии

Современное известно именами Эльмо Нюканен, Сулев Кэедус, Андрус Кивиряхк, Майму Берг.


Кухня Эстонии

Традиционная не отличается разнообразием. В ней больше морепродуктов, чем в кухнях Латвии или России. Так повлияла на кухню география Эстонии .


Обычаи и традиции Эстонии

В современном государстве продолжают хранить . Одним из любимых народных символов у эстонцев есть дуб. Его ветви украшают Большой Герб республики. Эстонцы приверженцы использования своего национального языка.


Спорт Эстонии

Своей гордостью может назвать Яан Кирсипуу, Эрика Салумяэ, Ирину Эмбрих, Мартина Падара.

Принято считать, что культура Эстонии вобрала в себя традиции жителей Скандинавии, Германии и Восточной Европы. Но представление об этом, как о разрозненной культурной мозаике, не совсем верно. Эстонская культура, сохраняя множество элементов и бережно храня их, все же стремится уйти в свое обособленное русло. Самоопределение - чувствительный для эстонцев вопрос.

Сильное национальное самосознание связано с непростым прошлым: Эстонию захватывали то шведы, то датчане, то немцы, то русские. Каждый устанавливал свои порядки на долгие столетия. Особенно ярко это выражено на островах, где изолированность от большого мира помогает сохранять обычаи предков. Здесь до сих пор принято носить традиционные костюмы, особенно у женщин. Яркие платки, расшитые узорами, бусы, обереги, украшения прабабушек.

Не только у каждого острова, но и практически у каждого поселения свой способ организации жилища, своя одежда, свои песни. Здесь сохраняется множество языков, которые сложно понять даже коренному эстонцу.Сохраняя эту многослойность, культура Эстонии примерно с XIX века обладает своими собственными, уникальными очертаниями. Можно сказать, что сейчас она тяготеет к культурной модели Швеции - с ее музыкальностью, камерностью и любви к высоким технологиям.

Современная культура

Пожалуй, самым известным эстонским фильмом является картина Ильмара Раага «Класс», удостоенная множества международных наград. А, пожалуй, самым узнаваемым лицом Эстонии является топ-модель, шахматистка и политик Кармен Касс, которая также была лицом Chanel, Calvin Klein, Yves Saint Laurent, Christian Dior, Mercedes, Gucci, Versace, Victoria"s Secret, Ralph Lauren и многих других брендов.

Музыка Эстонии

Несомненно, художники, драматурги и актеры, родившиеся в этой стране, оказали влияние на мировую культуру, но все же самая яркая и самая сильная сторона эстонского искусства - это музыка.

Музыка, а точнее хоровое пение, всегда занимало огромное место в эстонской культуре. Достаточно послушать хоровое пение сету или певучие интонации в речи жителей острова Саарема. Песни сопровождали человека во время рождения, свадьбы, смерти.

Хоровое пение помогает скрепить воедино все разнообразные культурные ответвления. Ярким примером служит фестиваль Laulupidu, который проходит в Эстонии каждые пять лет.

Нельзя не сказать нескольких слов о классической музыке. Композиторы, музыканты, дирижеры из Эстонии завоевали авторитет на мировой сцене: Арво Пярт, Вельо Тормис, Эркки-Свен Тюйр - это лишь несколько имен. Сильна и эстонская джазовая школа.

Интернет-технологии

Удивительно, что эстонцы, которые считаются необщительными, совместно со шведами изобрели Skype, и вообще значительно продвинули интернет и средства коммуникации вперед. В этой стране одни из самых активных пользователей электронными услугами, социальными сетями и мобильными устройствами.

Эстонский язык

Что касается эстонского языка, он признан, с его 14 падежами и необычным произношением довольно сложным для изучения. Тем не менее, положенный на музыку, он звучит очень красиво. Некоторые эстонские слова весьма забавны для русского уха.

Национальные особенности Эстонии

Привычка эстонцев обдумывать слова и действия ошибочно принимается за медлительность. Их, в первую очередь, отличает разумный взгляд на вещи и спокойствие. Это сдержанные люди, которые не любят открытых чувств и душевных излияний.

Эстонцы трудолюбивы и прагматичны, поэтому поступают так, как им выгодно. При этом они честны и аккуратны. Образованность, увлечение поэзией, музыкой, театром в обществе считаются необходимыми качествами. Признаком хорошего дома является обширная библиотека.

Религия не оказывает большого влияния на жизнь эстонцев. Причины здесь кроются и в распространении лютеранства, которое отличается сдержанностью и простой. Эстонцы любят природу, как и их соседи-шведы: гулять по лесу, ездить к морю, устраивать пикники.

Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно-историческую область.

Своеобразие эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании жилой риги и других явлениях культуры.

Региональные различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной, и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской, литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения с восточными, или западными соседями.

Существуют явления народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс"). В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье, где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.

В Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство. Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд) и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей, что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.

Кроме того здесь сохранился ряд южно-эстонских культурных особенностей. Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины 20 века.

Западная Эстония оставалась еще до начала 20 века достаточно отсталым, в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство, мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй план.

Здесь сохранились более древние орудия труда, вышедшие из употребления на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским полотном и др.). Благодаря постоянному общению с другими народами более быстро распространялись различные нововведения: инструменты, приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западно-эстонских ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты. По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная культура сохранялась до первой половины 20 века.

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхъестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхъестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

В Эстонии не принята официальная религия, в стране распространено около 70 различных религиозных организаций. Больше всего эстонцев, которые относят себя к лютеранской религиозной конфессии. Другие активные и крупные религиозные объединения, функционирующие на территории страны: православные, старообрядчество, католичество, баптисты, пятидесятники и методисты. Некоторые эстонцы исповедают иудаизм, ислам, буддизм и индуизм. Эстонцы считаются одной из наименее религиозных наций.

 

Возможно, будет полезно почитать: