Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Обучение дошкольников вязанию крючком Обучение детей вязанию крючком с 8 лет


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.

Наверняка, вам очень повезло, и вы научились вязать благодаря своей бабушке или маме. Или, быть может, сами осваивали спицы или крючок. Вязание – очень увлекательный процесс, с помощью которого можно создавать поистине уникальные, неповторимые по своей красоте вещи. И понятно, что такому полезному рукоделию вы захотите обучить своего ребенка.

Сегодня вязание вновь становится модным. Даже звезды берут в руки спицы или крючок и рукодельничают в перерывах между съемками. Совсем недавно еще вязание, шитье или вышивание были заброшены, и считались уделом бабушек и старых дев. А еще раньше, в век пышных платьев и корсетов, балов, джентльменов и светских раутов рукодельничать было не просто модным. Практически все поколение семьи собиралось вместе со своими подругами дял того, чтобы в общем кругу вязать, шить или вышивать, обсуждая светские сплетки, пока мужчины расслаблялись за стаканчиком крепкого…

На сегодняшний день любое рукоделие кроме удовольствия может принести еще и дополнительный доход. К примеру, которых очень проста, можно сделать практически за пару часов, а такие уникальные вещи, сделанные своими руками, очень ценятся. Так же легко и просто связать шарфик с шапочкой, штанишки или летнюю маечку. А какие красивые и очень сейчас популярные вязаные купальники можно смастерить всего за несколько вечеров!

Научить вязать девочку – это не только дань моде. Это еще и способ в наш компьютерный, суперсумасшедший век найти время для того, чтобы побыть вместе, уделить родному человечку время, внимание, которым он бывает обделен. Кроме того, этот процесс еще прекрасно развивает моторику, учит концентрации и усидчивости, развивает творческие способности и тренирует память.

Для того, чтобы научить вязать девочку , дочку ли, племянницу или просто ребенка подруги, нужно знать несколько важных правил, чтобы этот процесс протекал как можно более увлекательно.

Перво-наперво, должен учитываться возраст ребенка. Очень хорошо начать обучение с шести лет или старше, когда уже есть некоторая усидчивость.

Перед тем, как начать свой первый урок, следует разрешить выбрать ребенку пряжу. И решить, с чего вы будете начинать: со спиц или крючка. Выбирая пряжу, подскажите мягко ребенку, что с твердыми нитками будет намного легче справиться новичку, нежели с чем-то пушистым или блестящим. Кроме того, важен и цвет. Пусть он для начала будет светлым и приятным на глаз.

Имейте также в виду, что лучше для начинающей рукодельницы будет учиться на деревянных или пластмассовых спицах или крючке. Есть даже специальные наборы для детей с яркими и красивыми «приборами».

Теперь, начиная самое важное, показывая, как держать спицы (крючок), как вывязывать первый ряд, как продолжать работу, следует набраться терпения. Не стоит впадать в уныние, если сначала все проходит не так легко и гладко, как представлялось. Даже у самого талантливого ребенка сразу ничего не получится. Вспомните свой первый опыт, и тогда поймете, как следует обучать девочку (или мальчика) вязанию.

Пусть самым первым изделием, которое девочка свяжет, будет шарфик для любимой куклы. Потом можно приступить и к более сложным для ребенка проектам, например, тем же пинеткам, или шарфику для нее самой. А потом можно будет и приступить к вязанию .

Обучая ребенка азам вязания постарайтесь, чтобы этот процесс не превратился в рутинное, скучное времяпровождение, когда ребенок будет только ждать возможности поскорее отделаться. Придумайте, как провести это время весело, но с пользой, легко и непринужденно, так, чтобы маленькая ученица спешила бы на каждый новый урок.


Просмотров: 6711 / 940

Рукоделие – это очень увлекательное занятие, которые позволяет добавить в серые будни радостные нотки. Своими руками можно создать множество удобных и красивых вещей, разнообразить свой досуг. Но научить ребёнка самостоятельно создавать удивительные вещи не так-то просто.

Вязание известно и популярно ещё с древних времён и с каждым годом оно дополняется всё новыми особенностями, интересными возможностями и множеством вариаций.

Уже с шести лет ребёнка можно приучить к вязанию, но для начала нужно постараться вызвать у малыша интерес к данному времяпрепровождению. В тех случаях, когда мама ребенка также увлекается вязанием, она сможет заинтересовать малыша теми вещами, которые сама связала для своих родных и близких людей. Ребёнок рассмотрит красивые изделия, увидит какие они удобные, стильные и тёплые. А девочки очень любят повторять всё за взрослыми, поэтому научить их этому занятию еще легче. Можно сначала рассказать ребенку об истории возникновения такого вида рукоделия, чтобы пробудить заинтересованность.

Малыш должен узнать о том, как правильно подобрать нужную пряжу, какие существуют нитки для вязания, как выбирать по номеру крючки и спицы, чтобы получить ровные и одинаковые петельки на готовом изделии.

Сначала нужно познакомить ребенка с предметами, необходимыми для вязания. Заранее нужно выбрать, чем начнёт вязать малыш – спицами или крючком. Лучше всего начать обучение со спиц, так как это более удобно и наглядно для ребенка.

Требуется выбрать средний размер спиц, чтобы они не были очень тонкими или толстыми. Третий номер отлично подойдет для начала занятий. Для того, чтобы малыш понял азы вязания, нужно взять шерстяную пряжу, которая скручена в одну нить и имеет достаточно гладкий ворс. Нужно терпеливо показывать и объяснять ребёнку то, как правильно набирать петли.

После того как ребёнок освоит данные типы вязания, можно приступить к изучению чулочной вязки.

Маленькая рукодельница сможет практиковаться на вязании одёжки для своих любимых кукол, самостоятельно придумывая дизайн будущих платьев и кофточек.

Если мама не умеет хорошо взять сама, но очень желает научить этому виду рукоделия ребенка, то можно записать малыша в специализированный кружок или же найти частного учителя.


Читайте также

  • Авг 28

    При необходимости удалить надоевший или вышедший из моды татуаж бровей,

  • Авг 25

    При богатом урожае важно не только вовремя собрать овощи и

  • Авг 25

    Каждая мамочка хочет, чтобы ее ребенок выглядел лучше всех. Одним

  • Авг 24

  • Авг 21

    Родители нередко используют защитные решетки для того, чтобы дети не

  • Авг 21

    В современной жизни найти серьезного партнера для создания семьи достаточно

  • Июл 17

    Людям свойственно стремиться к здоровью и красоте. Часто серьезной помехой

  • Июл 11

    Мужские флисовые куртки пользуются популярностью, как у подростков, так и

  • Июл 11

    Латексные воздушные шары стали классическим элементом оформления праздничных мероприятий. Они

  • Июл 5

Татьяна Литвинова

У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать . Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды , салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные . Позже появился вязанный кукольный театр , вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» - однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников , но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.

Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче , чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.

Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать . В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок , набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок .

Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация ) . Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек .

Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.

Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!


Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки , приклеенные на клей ПВА.


В этой же технике можно сделать улитку.


Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву» , «Сложи из цепочки цифру» , «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.

Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.


Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко , получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.

Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли) .

Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.

В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики, я решаю сразу несколько задач : косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.

Рукоделие - интересное и полезное занятие, оно помогает дополнить наш быт полезными, удобными и просто красивыми вещами. К тому же занятие рукоделием способно самым приятным образом заполнить досуг. Обучить ребенка рукоделию, приучить делать вещи своими руками - цель очень хорошая. Но не всегда задача обучения ребенка рукоделию является легко выполнимой.

Взять, к примеру, вязание. Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. С давних времен оно известно во всех странах мира, но это не означает, что вязать стали меньше. Каждое новое поколение вносит свой вклад в развитие этого вида деятельности.

Для того, чтобы научить ребенка вязать (а делать это можно уже с 6 лет) необходимо вначале пробудить у него интерес к этому занятию. Хорошо, если мама вяжет сама, она может показать ребенку связанные ей вещи для членов семьи. Ребенок видит, что это красиво, тепло, удобно. К тому же, девочке так хочется подражать маме, уметь делать то, что делает она. Впрочем, мальчикам также не чуждо увлечение вязанием. И в этом нет ничего предосудительного. Еще триста лет назад вязание чулок было мужским занятием. Кстати, ребенку также неплохо рассказать об истоках данного рукоделия, интересных исторических фактах, делая, разумеется, поправку на возраст ребенка.

Расскажите ребенку, как правильно выбирать пряжу, какие бывают нитки, какой номер крючка или спиц надо выбирать, чтобы петли на вязаном полотне получались ровными.

Сам процесс обучения необходимо начать со знакомства с инструментами для вязания. Это могут быть и спицы, и крючок. Для начала необходимо остановиться на одном из видов вязания. Проще и нагляднее обучение вязанию начать со спиц. Подберите пару спиц не особенно тонких, но и не слишком толстых (например, № 3). Для обучения азам вязания лучше взять гладкую шерстяную, хорошо скрученную в одну нить пряжу. Показывайте и одновременно объясняйте ребенку, как производится набор петель. Придется проявить терпение.

Когда ребенок научится самостоятельно набирать петли, переходите к следующему этапу обучения — вязание лицевыми петлями. Покажите и объясните ребенку, как вывязывается лицевая петелька. Затем добейтесь, чтобы ребенок освоил технику платочной вязки. Когда этот этап будет пройден, можно приступать к объяснению вывязывания изнаночных петель. Следующая на очереди — техника чулочной вязки, простой резинки.

Когда ребенок будет свободно владеть этими техниками, можно пробовать вязать простые вещицы: платочек кукле, шарфик для себя и т.д. Закончить первую вещь ребенка можно самой, попутно объясняя технику спуска (лучше методом провязывания двух петель одной, а не мудреным протаскиванием последующей петли в предыдущую). Отработать технику спуска петель можно на вязании косынки для той же куклы.

Освоив основные приемы вязания, можно приступить к вязанию вещей, предполагающих вывязывание деталей: спинка, полочки, рукава. Оденьте кукол с ног до головы. Можно продолжить освоение узоров, начиная с простых, вроде косички. После того, как ребенок научится виртуозно владеть двумя спицами, можно приступать к обучению вязанию на четырех спицах. И довольно скоро ваш ребенок сумеет связать свои первые носочки и варежки.

Чтобы подогреть интерес ребенка к вязанию, покупайте журналы с фотографиями, описанием и схемами вязаных вещей. Посмотрите журнал вместе с ребенком, спросите, что ему больше всего понравилось. Не переусердствуйте в желании обучить ребенка вязанию, лучше скажите, что у вас есть свободный час сегодня, чтобы дать ему урок, а в следующий раз вы сможете заняться с ним вязанием не раньше, чем через пару дней. Поговорка о запретном плоде еще не устарела.

Если же мама сама вязать не умеет, но хочет, чтобы ребенок научился этому замечательному рукоделию, можно найти кружок в учреждении дополнительного образования детей и записать ребенка туда. Возможно обучение и в частном порядке.

 

Возможно, будет полезно почитать: