Классный час, посвященный дню Пожилого человека. «Спешите делать добрые дела» классный час (6 класс) на тему. Классный час посвященный "дню пожилого человека" Определение темы занятия

Цель: воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Задачи:

  • познакомить с праздником «День пожилого человека»;
  • укреплять связи между поколениями;
  • привлечь внимание к проблемам людей пожилого возраста;
  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • воспитывать желание радовать старших своими хорошими поступками;
  • воспитывать желание дарить радость;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • расширить кругозор;
  • познакомить с техникой модульного оригами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • изготовление поздравительной открытки для пожилых людей.

Материалы и оборудование:

  • картинка с изображением эмблемы праздника;
  • шаблоны лепестков и ладошек;
  • распечатанные примеры хороших и плохих поступков и слова-действия;
  • картинка-серединка с изображением пожилых людей;
  • разноцветные квадраты со стороной 6 см;
  • распечатанные образцы текстов-поздравлений;
  • разрезанный на части текст пословицы;
  • ватман;
  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры.

План занятия:

  • Определение темы занятия.
  • Знакомство с историей праздника «День пожилого человека».
  • История праздника в России.
  • Логоритмическое упражнение «Добрый день».
  • Дидактическая игра «Собери пословицу».
  • Знакомство с эмблемой праздника.
  • Изготовление коллективной работы «Цветок добра и уважения».
  • Долгожители России.
  • Возраст - не помеха!
  • Логоритмическое упражнение «Хорошее настроение».
  • Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей.
  • Рефлексия.

Ход занятия

1. Определение темы занятия.

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, -
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.
Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

Воспитатель : Ребята, кто из вас догадался, о ком сегодня пойдёт речь? (Дети отвечают) Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о пожилых людях.А как вы думаете, какого человека называют пожилым?(Дети отвечают)

Воспитатель : В нашей стране существует много праздников. Один из них отмечается 1 октября. Это День добра и уважения, который носит и второе название День пожилого человека.

Отмечается он осенью потому, что осенняя пора сравнивается с осенью жизни. Недаром этот день проходит под девизом: «Пусть осень жизни будет золотой!».

В этот день мы чествуем тех, кто все свои знания, силы и здоровье отдал своему народу, кто внёс большой вклад в развитие страны, кто воспитал и научил молодое поколение, передав ему свой опыт.

Большинство людей начинают задумываться о старшем поколении, лишь когда сами достигают пенсионного возраста. Мы сегодня исправим эту ошибку и поговорим о таких людях и о том, что мы можем для них сделать.

2. Знакомство с историей праздника «День пожилого человека».

Воспитатель : Сейчас я познакомлю вас с историей праздника Дня пожилых людей. Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году староста небольшой японской деревни. Днём для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". Другие деревни и города Японии по достоинству оценили эту идею и стали проводить праздник повсюду. Так День почитания пожилых людей стал национальным японским праздником.

В 1970-х годах проблема стремительного старения населения планеты захватила весь мир. В 1982 году вопросы, связанные со старением, были рассмотрены в Австрии на Всемирной ассамблее. Обеспечение достойной старости стало темой, касающейся всех стран мира. Представители предлагали различные варианты и обменивались опытом. Организация Объединённых наций не оставила без внимания эту инициативу, и в 1990 году появился Международный праздник, посвящённый проблемам пожилых людей.

3. История праздника в России.

Воспитатель : Идею этого праздника в России поддержали с удовольствием, и с 1992 года этот праздник был не только мировым, но и нашим Российским.

Ведь мало кто, вспоминая своё детство, не вспомнит о бабушках и о дедушках, об их заботе и внимании. Нигде в мире нет такого, как в России: чтобы внуки составляли смысл жизни большинства бабушек и дедушек, а родители беззаветно доверяли им детей.Недаром добрые волшебники в сказках изображаются старичками и старушками.

4. Логоритмическое упражнение «Добрый день».

Добрый день, мой милый друг! (дети здороваются за руку)
Посмотри-ка ты вокруг. (поворачивают голову влево и вправо)
Здесь есть ты. (кладут руку на плечо товарищу)
Здесь есть я. (показывают на себя)
Будем вместе мы друзья! (хлопают в ладоши)

5. Дидактическая игра «Собери пословицу».

Воспитатель : Сейчас я предлагаю вам собрать рассыпавшуюся пословицу. (Дети получают разрезанную на четыре части пословицу)

Облегчи седому путь, помоги хоть малость.

Сам поймёшь когда-нибудь, что такое старость.

6. Знакомство с эмблемой праздника.

Воспитатель : Я недаром взяла именно эту пословицу.Ведь эмблемой Дня пожилого человека является ладонь. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают)

Воспитатель : Рука всегда была символом доброты, помощи, примирения. А какую руку помощи можем протянуть пожилым людям мы с вами? Чем мы можем им помочь? (Дети отвечают)

Воспитатель : Я предлагаю вам сейчас протянуть наши ладошки помощи и вырастить красивый цветок добра и уважения к нашему старшему поколению.

7. Изготовление коллективной работы «Цветок добра и уважения».

Воспитатель : Но сначала повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем:

С ножницами не шути, зря в руках их не крути.
И, держа за острый край, другу их.
Лишь окончена работа, ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть и на место положить.

С клеем тоже не шути:
Руки в рот ты не бери.
Ни глаза, ни нос не трожь,
Пока клей с рук не сотрёшь.

Воспитатель: Ваша задача по шаблону вырезать разноцветные лепестки цветка и приклеить их на ватман. (Каждый ребёнок выбирает свой любимый цвет бумаги. Цветок приклеивается по центру ватмана)

Воспитатель: Теперь приклейте сердцевинку и нарисуйте стебель. (В сердцевинку приклеивается картинка с изображением пожилых людей, а стебель рисуется фломастером)

Воспитатель: Чтобы наш цветок стал цветком добра и уважения, я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов поступки, которые по отношению к пожилым людям будут правильными, и приклеить их на лепестки. (Детям раздаются напечатанные заготовки с хорошими и плохими поступками)

Помочь по дому
Отмахиваться от просьб
Уступить место
Пихать
Грубить
Ухаживать за больным
Говорить: «Как ты мне надоел!»
Сидеть, когда рядом стоит пожилой человек
Уделить время
Пропустить вперёд
Толкать
Не обращать внимания на больного
Донести тяжести
Говорить: «Не учи меня, я и сам всё знаю!»
Перевести через дорогу
Свалить все дела по дому
Сходить в магазин

Воспитатель : Теперь подумайте, без чего не может вырасти цветок? (Дети отвечают)

Воспитатель: Конечно же без солнышка! Поэтому предлагаю вам вырезать и приклеить солнце с лучиками.

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, кто для пожилых людей является этим солнышком? (Дети отвечают)

Воспитатель : Правильно, ребята, заботиться о пожилых должны, конечно же, дети и внуки.

Воспитатель: Обведите по шаблону ладошки, приклейте их на ватман и подпишите. (Ладони клеятся внизу ватмана и подписываются фломастером: дети, внуки)

Воспитатель: Подумайте, ребята, чем мы должны согревать наших бабушек и дедушек, выберите нужные слова и наклейте их на лучики.

Ненависть
Тепло
Одиночество
Забота
Нежность
Злость
Любовь
Внимание
Уважение
Оскорбление

Воспитатель: Запомните, ребята, если вы будете проявлять все эти качества по отношению к старшему поколению, любить, уважать и оберегать пожилых людей, то осень их жизни обязательно станет золотой, и они проживут долгие счастливые годы.

8. Долгожители России

Воспитатель: В каждой стране живут люди-долгожители, которым уже за сто лет. В России тоже есть свои долгожители: Ксения Триполитова (российская балерина-102 года), Татьяна Карпова (российская актриса-101 год), Василий Павлов, Семён Григоренко (российские лётчики-101 год), Василий Мичурин (полковник-красноармеец, 101 год), Юрий Пущаровский (российский геолог-100 лет). В истории известны случаи, когда люди доживали и до 150, и даже до 186 лет.

9. Возраст - не помеха!

Воспитатель: Но возраст пожилым людям не помеха. Многие из них в старости начинают заниматься новыми делами и достигают больших успехов.

Полковник Сандерс решил открыть свою сеть KFC, перешагнув 60-летний рубеж.

Писатель Джон Толкиен прославился после экранизации своей книги «Властелин колец». На тот момент ему было 62 года.

Японец Минору Сайто совершил кругосветное путешествие в одиночку в 77 лет. Солидный возраст не удержал от поездки, продлившейся почти три года.

Жительница Америки Глэдис Баррилл пробежала марафон в возрасте 92 лет.

Воспитатель : Но, чтобы дожить до старости и быть примером для других, нужно обязательно вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, а как это: вести здоровый образ жизни? (Дети отвечают: заниматься спортом, кушать правильную пищу, много гулять на свежем воздухе).

Воспитатель: Но не стоит забывать, что не менее важной причиной долголетия и крепкого здоровья является хорошее настроение. Очень важно всегда улыбаться и быть в хорошем настроении, ведь всем известно, что смех продлевает жизнь.

10. Логоритмическое упражнение «Хорошее настроение».

Настроение упало (Дети опускают руки вниз)
Дело валится из рук (На вдохе поднимают плечи, на выдохе опускают, встряхивают кистями рук)
Но неважны нам печали (Качают головой)
Если есть хороший друг (Поворачиваются друг к другу и протягивают руки)
С делами справимся вдвоём (Пожимают друг другу руки)
С облегчением вздохнём (Вдох-выдох)
Настроение поднимаем (Нагибаются и выпрямляются)
И друг друга обнимаем (Обнимаются)

11. Изготоввление поздравительных открыток для пожилых людей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в праздник может поднять настроение и прибавить веселья? (Дети отвечают: подарки)

Воспитатель: Вы любите получать подарки? (Дети отвечают)

Воспитатель: Вот и пожилые люди не исключение. Поэтому мы с вами сейчас смастерим своими руками открытки с поздравлениями для бабушек и дедушек в технике плоского модульного оригами.

Воспитатель: И не будем забывать про технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

12. Работа над открыткой.

1. Выбор цветного картона для основы открытки.

2. Выбор цветной бумаги для лепестков и листьев.

3. Выбор понравившейся техники складывания.

4. Складывание лепестков и листьев в технике модульного оригами.

5. Приклеивание лепестков, стебля и листьев на основу.

6. Выбор и выполнение надписи – поздравления с пожеланиями.

13. Поздравления.

В этот день почет и славу
Объявляем пожилым,
С этим праздником поздравить
Мы сегодня вас хотим!
И не важно, что все годы
Молодые уж ушли,
Будьте вы всегда здоровы,
И, как прежде, веселы!

В День пожилых примите поздравление.
Желаем вам спокойствия, добра,
Любви родных, здоровья, настроения.
Пусть будет жизнь на праздники щедра!
Пусть внуки радуют, и дети помогают,
Пусть будет жизнь уютна и чиста,
Ведь возраст не помеха, точно знаем.
В душе пусть будет вечная весна!

С любовью, лаской, уваженьем
Мы до земли Вам шлём поклон!
Всех пожилых мы поздравляем
С осенним этим светлым днём!
Мы Вам здоровья пожелаем,
Долгих лет, счастливых дней!
И пусть Вас всегда согревает
Забота Ваших внуков и детей!

14. Рефлексия.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше занятие.

  • Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают)
  • Чему вы научились?
  • Я попрошу каждого из вас продолжить фразу: «Сегодня я понял…»

И в заключение хочу дать вам напутствие словами Юрия Энтина:

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, иди всегда дорогою добра!

Надежда Маньчева
Беседа с детьми «День пожилого человека»

Беседа с детьми на тему : »

Цель беседы : воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям .

Ход беседы:

1 октября отмечается Международный День пожилых людей . Второе название этого дня – день добра и уважения . Продолжить я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек» .

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил : «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит : «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы к детям :

Как обидели деда в семье?

Как ответил на жестокость родителей сын?

Почему заплакали отец с матерью?

Как надо относиться к старым и слабым?

В чем особенно нуждаются пожилые люди ?

Что можем сделать мы с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?

Ребята у кого есть бабушка? Как ее зовут?

У кого есть дедушка? Как его зовут?

Воспитатель : Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. А теперь мы немножко поиграем.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .

Молодой дедушка - … (старый дедушка, пожилой )

Веселая бабушка - …

Быстрый дедушка -…

Добрая бабушка - ….

Высокий дедушка - …

Любимая бабушка -…

Молодцы, ребята, все справились.

Воспитатель : Закончить беседу я хочу стихотворением :

Летят года, за ними не угнаться -

Спешат часы, сменяя день за днём .

Но знаю, не устану удивляться

Тем временем, что осенью зовём.

Всё в нём высоко, мудро и прекрасно :

И золото листвы, и снега чистота.

В нём мудрость зрелых лет

Окликнет вдруг внезапно,

В лукавых зеркалах светлеет седина.

Октябрь - дождливый месяц в ожиданье снега

Итог труда, любви, веселых летних дней

В знак преклоненья перед жизнью человека

Нам дарит праздник пожилых людей .

Публикации по теме:

1 октября День Пожилого Человека - один из главных праздников для всех дедушек и бабушек. История праздника началась в прошлом веке, в.

Бабушке - солнышко, дедушке - стих, Много здоровья вам на двоих, Счастья желаем еще на два века, С днем молодого душой человека! На минувшей.

А ну-ка, бабушки, а ну-ка, дедушки! Цель: Укрепление взаимоотношений в семье, через организацию совместных спортивных праздников. Задачи:.

День пожилого человека в РОССИИ. Кто из нас не помнит свое детство, любимую бабушку или дедушку и их заботу о нас подрастающем поколении?.

Цель мероприятия. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к государственным праздникам. Воспитание любви и уважения к пожилым.

Ежегодно осенью первого октября мы отмечаем день пожилого человека. Этот день не просто праздник, это день, когда мы можем выразить свою.

Досуг «День пожилого человека» Досуг для средней группы «День пожилого человека» Ведущий: Здравствуйте наши дорогие бабушки и дедушки, мы очень рады Вас видеть на нашем.

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студента 36 «Б» группы

Вильданова Дениса Ильдаровича

Дата: 7.10.2016 г.

Класс: 1 «Б».

Учитель : Багина Жанна Юрьевна.

Руководитель практики: Павлова Марина Витальевна. Подпись

Тема: « День пожилого человека».

Форма проведения: этическая беседа .

Планируемый результат:

    Личностный: дети проявляют уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям.

    Метапредметный: демонстрируют Личностные УУД усваиваемого содержания; саморегуляция самооценка, оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    Предметный: знают историю праздника, понимают вклад пожилых людей в развитие страны, умеют поздравить и представить результаты самостоятельной работы.

Триединая цель:

    Воспитательная: воспитывать в детях уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям.

    Развивающая: развивать Личностные УУД : действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; самооценка, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

    Образовательная: формировать представление об истории праздника и вкладе пожилых людей в развитие страны, развивать умение поздравить и представить результаты самостоятельной работы.

Принципы обучения:

    Принцип деятельности;

    Принцип наглядности;

    Принцип систематичности и последовательности;

    Принцип психологической комфортности;

Методы воспитания:

    Методы формирования социального опыта:

    Педагогическое требование;

    Методы осмысления социального опыта:

    Беседа.

    Методы стимулирования:

    Поощрение.

Методы обучения:

    Наглядные:

    Демонстрация

    Словесные:

    Беседа;

    Объяснение.

    Методы развития познавательного интереса:

    Стимулирование занимательным содержанием.

    Дидактические средства:

    Наглядные:

    Демонстрационный материал:

    Презентация по теме;

    Мультимедийные:

    Мультимедиа проектор;

    Компьютер;

    Компьютерная презентация;

Список литературы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.

    Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.

План

1. Организационный момент (30 сек);

2. Мотивационно – целевой момент (5 мин);

3. Основной этап (15-20 мин)

3.1 История и праздника «День пожилого человека» (3-5 мин)

3.2. Знакомство и общение с гостем. (10 - 15 мин)

3.3.Физминутка (1 мин)

3.4 Поздравляем гостя. (3-4 мин)

4. Подведение итогов (рефлексия) . (5 мин)

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационный момент

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу.

Педагогическое требование, создание психологической комфортности, художественное слово

Здравствуйте, ребята! Сегодня этот классный час у вас проведу я, Денис Ильдарович. Я очень рад вас видеть!

Прозвенел звонок для нас, начинаем классный час. Мы к друг другу повернулись и друг другу улыбнулись. Пожалуйста, садитесь.

Взаимное приветствие. Настрой на предстоящую деятельность. Садятся на свои места.

Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с ними сформулировать тему и цель.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, поощрение, создание ситуации успеха.

Для того чтобы узнать тему классного часа, давайте вспомним, какие праздники мы знаем? (Новый год, 8 марта, 9 мая и т.д.)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, какой праздник отмечался в нашей стране 1 октября? (День пожилого человека)

Правильно. Этот праздник носит название День пожилого человека. В нашей жизни есть много праздников. Есть праздники, которые появились и отмечаются людьми очень давно, это такие праздники как Новый Год, 8 Марта, День защитников Отечества, а есть и такие праздники, которые появились совсем недавно, один из таких праздников - это День пожилого человека.

Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе? (О дне пожилого человека).

Ребята, а вы знаете, когда появился это т праздник? Сегодня мы с вами поговорим об истории данного праздника. А еще сегодня на наш классный час пришел гость, с которым мы сегодня познакомимся и пообщаемся, вы также сможете задать ему свои вопросы, это ветеран ВОВ – Лямин Владимир Максимович.

Обучающиеся внимательно слушают, анализируют информацию. Обучающиеся выражают собственные мысли, отвечают полно на вопросы и все вместе с учителем формулируют тему и цель классного часа.

Личностные УУД: действие смыслообразования , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; саморегуляция

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Основной этап

3.1 История праздника «День пожилого человека»

Задача: Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, познакомить с историей данного праздника.

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание

Но прежде чем мы начнем наше общение, давайте поговорим о празднике День пожилого человека. Как мы уже с вами знаем День пожилого человека - это молодой праздник. Ребята, как вы думаете, этот праздник отмечают только в нашей стране или этот праздник существует и в других странах? (Этот праздник есть и в других странах и т.д.)

Правильно ребята, этот праздник является международным, он существует во множестве стран мира, например таких как США, Великобритания, Япония, Канада и многих других.

Ребята, как вы думаете, почему появился этот праздник?

Правильно, он появился в знак внимания и признательности к пожилым людям.

Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите на этом слайде? Узнали? Это наш город. Вам он нравится? Сегодня наш город красив и современен. Но давайте теперь посмотрим на эти слайды. Как вы думаете, что изображено на них? Ребята, это тоже наш город в военные и послевоенные годы. Согласитесь, он совсем не похож на город, который мы видим сейчас. А на этом слайде мы видим руины города-героя Волгограда, а так он выглядит в наши дни.

Ребята, поднимите руку те, у кого есть прабабушки и прадедушки?

Ребята, именно они, наши прадедушки и прабабушки в тяжелые послевоенные годы. Когда они были еще совсем молодыми, а кто-то был и немного старше вас. Живя в сложных условиях, голодая, не имея модной одежды и привычных для нас современных вещей. Восстанавливали наш город, нашу страну после военных разрушений, стоили парки, заводы, детские сады и школы. Все создано их руками! А еще они растили своих детей и внуков.

Когда вы родились, вашим родителям требовалась помощь в вашем воспитании и первые, кто приходил на помощь были – бабушка и дедушка. Ребята, а что умеет делать бабушка? А дедушка? (Спросить несколько детей)

Бабушка печет вкусные пирожки, а дедушка постоянно рассказывает интересные, веселые истории своей жизни.

Ребята, ваши бабушки и дедушки любят вас? А вы их?

Они искренне любят вас и не жалеют для вас ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости и ни материальных средств.

Обучающиеся активно слушаю учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Внимательно слушают историю праздника, дают полный развернутый ответ (Я думаю…).

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные (общеучебные) УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

3.2. Знакомство и общение с гостем.

Задача:

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению посредством живого общения, познакомить с вкладом пожилых людей в развитие страны.

Беседа, рассказ, стимулирование занимательным содержанием.

У каждого пожилого человека есть своя большая и длинная история. И наш гость не исключение, и он с большой радостью поделится ей с нами.

Сегодня у нас в гостях Лямин Владимир Максимович- ветеран ВОВ. Давайте все дружно поприветствуем его. Ребята, я надеюсь, вы будете слушать очень внимательно и будете активно общаться с нашем гостем. А так же если у вас будут какие-либо вопросы, то вы обязательно их зададите, но помните, что перед тем как задать вопрос нужно будет представиться. Нужно сказать: «Меня зовут.. Скажите пожалуйста …»

(Гость рассказывает историю жизни, говорит о том, как важно уважать пожилых людей, заботиться о них и т.д)

Ребята, а сейчас вы можете задать вопросы.

(Дети задают интересующие вопросы.)

Большое спасибо Владимир Максимович, за ваши истории и общение которое вы нам сегодня подарили. Ребята, я думаю, что прежде чем двигаться дальше, нам пора немного отдохнуть.

Дети внимательно слушают и активно взаимодействуют с гостем и учителем, задают вопросы и дают полный развернутый ответ.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Позновательные (общеучебные) УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.3.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение.

Педагогическое требование, художественное слово, демонстрация.

Ребята, вставайте со своих мест и повторяйте за мной (дети повторяют слова и движения за учителем) :

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Отдохнули? Пожалуйста, садитесь на свои места.

Встают и выполняют вместе с учителем физминутку, садятся.

Снято мышечное

напряжение.

3.4 Поздравляем гостя.

Задача: Поздравить пожилого человека с праздником. (Представить результаты самостоятельной работы).

Беседа, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.

Ребята, во время прошлой нашей встречи мы с вами договорились, что вы подготовите подарки для нашего гостя и сейчас я предлагаю вам подарить их нашему гостю. Давайте соблюдать уважение к гостю и своим товарищам, выходим по очереди, во время выступления соблюдаем тишину.

(Дети дарят заранее приготовленные открытки, читают стихи и тд.)

- Ребята, какие вы молодцы, очень приятно, что вы так хорошо подготовились.

Я очень надеюсь, что после нашего классного часа вы поймете, как важно уважать и любить наших бабушек и дедушек, как важно уделять им свое внимание и заботу. Ведь все они много сделали как для вас, так и для нашей страны в целом.

Представление результатов своей самостоятельной работы, дети выражают свою благодарность пожилому человеку через поздравление и вручение подарков.

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Подведение итогов (рефлексия)

Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания.

Ситуация свободного выбора, беседа, поощрение.

Ребята, наш классный час подходит к концу.

Ребята, кто помнит, какую цель мы с вами поставили в начале классного часа?

Правильно, сегодня мы с вами поговорили о празднике «День пожилого человека» и пообщались с нашим гостем.

Что нового вы узнали? (Я узнал, что…)

Ребята, достигли ли мы поставленной в начале классного часа цели?

Что больше всего понравилось на классном часе?

Ребята, давайте все вместе, дружно поблагодарим нашего гостя. (Спасибо)

Я очень рад, что вы сегодня были активны, большое спасибо вам за работу. До новых встреч.

Обучающиеся анализируют классный час с точки зрения целеполагания, отвечая на вопросы, дают полный развернутый ответ, осуществляют рефлексию.

Регулятивные УУД: самооценка, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные (общеучебные) УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действий ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Беседа ко Дню пожилого человека

Тема: «Уважай старость»

Цели:

    воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;

    прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

    формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Воспитатель:

1 октября - Международный день пожилых людей - относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Казахстане - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим

ученик:

Люди пожилые,
Сердцем молодые,
Сколько повидали
Вы путей, дорог.
Горячо любили
И детей растили,
И надеждой жили:

Меньше бы тревог!
Люди пожилые,
Матушка Россия
Вас не баловала
Легкою судьбой.
Дай вам Бог покоя,
Чтобы над рекою
Солнце озаряло
Купол голубой.
Люди пожилые
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь
Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.
Люди пожилые,
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети - все поймут.
И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей Отчизны
За бесценный труд!

Воспитатель:

День пожилого человека для казахстанцев особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел… Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.
Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!

А давайте попробуем предположить, почему же День пожилого человека отмечается в октябре. Какие будут версии?

Ученик. Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверное, не случайно праздник пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни. Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади. Она красивая и величавая, мудрая и спокойная. В толковом словаре написано: «Пожилой – начинающий стареть…» Только начинающий! Один мудрец сказал: «Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость подобна соловью, у неё свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему.

ученик:

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость,
Меняет человек.
Так жизнь идет по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.

Воспитатель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.

Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет, и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет, и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.

Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.

ученик:

Какая жизнь у старика –

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…

Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Земли…

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!

Воспитатель.
Мы живём с вами в веке технического прогресса. Люди увлечены своей карьерой, стремятся заработать побольше денег и стать успешными в этой жизни. Мы стремимся идти в ногу со временем, следим за развитием современных технологий, и в этой гонке не всегда успеваем обратить своё внимание на тех, кто рядом и, возможно, нуждается в нашей помощи.

Берегите старых людей,
Для веселых весенних ветвей
Корни более чем родня...
Берегите старых людей,
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них -
Гул атак,
Годы тяжких трудов,
И битв...
Но у старости -
Ломок шаг,
И неровен дыханья ритм.
Но у старости -
Силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!

МКОУ "Джаванкентская СОШ"

План – конспект

открытого классного часа в 6 классе

на тему:

«День пожилого человека»

с.Джаванкент

2017год.

Цели:


    Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.


    прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;


    Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.


Форма проведения:

Дискуссия

Ход классного часа

Учитель:

I этап. Из истории Дня пожилых людей.

С 1992 г. 1 октября в России отмечается День пожилых людей. Этот праздник – дань вековой традиции уважения и почитания людей старшего поколения. В этот день каждый из нас имеет возможность не только поздравить людей старшего поколения и выразить им свою признательность, но и сделать так, чтобы они почувствовали нашу заботу и внимание.

Отмечая день пожилых людей в школе, мы, прежде всего, вспоминаем о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. С них начинается приобщение детей к истории семьи.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.


1-й ведущий: 1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учетом их пристрастий.
Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных ко Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

II этап. Традиция почитания старших.


Учитель: Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

Ещё в Коране речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

1-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.


2-й ведущий:
Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?
Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве, словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?
(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

IV этап. Военное прошлое наших стариков.


Учитель: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире. Их называли поколением Победителей, они перенесли неслыханные трагедии и громовые победы Великой Отечественной войны – наши ветераны. На их долю выпала самая страшная война, какой доселе не знала земля. Всю оставшуюся жизнь им снятся бомбежки, рукопашные, родные хаты в огне. Ветераны сохранили для нас Родину независимой, отстояли города, воссоздали богатство ее и красоту ценой неимоверного напряжения сил, самоотверженности. Они надеялись, что их дети и внуки, будут жить лучше и не будут знать их страданий.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

2-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?


Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот. Стоимость обеда в столовой вычитывали из зарплаты». Но эти люди были счастливы, потому что во многих городах не было ничего подобного.
Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?

V этап. Пожилой человек в семье.


1-й ведущий: У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать об их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда, даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?
(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие проблемные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.

Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

^ Итог:

Учитель: Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

Будем милосердны к старости!

 

Возможно, будет полезно почитать: